Инновационные методы в работе педагога дополнительного образования
„Детство. Возраст человеческий, в котором играют в куклы. Сей возраст во всю жизнь его продолжается- разница только в куклах.“- Яков Борисович Княжнин русский поэт и драматург 1740 – 1791 г.г.
Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха. Все виды народной игрушки заслуживают внимания и восхищения: их условность, схематичность не от бедности, а от богатства фантазии. Бесконечно долго можно всматриваться в образы, созданные мастерами ремесленниками, удивляясь их изобретательности, гадая о смыслах и сожалея о потерянных навсегда экземплярах. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы, созданные одной семьей, отличались от кукол другой семьи. Они несли отпечаток душевной среды в семье, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь? Куклы распределялись на виды: игровые, целительские куклы, обережные куклы, обрядовые куклы.
В современной жизни роль куклы несколько изменилась, как и сам внешний вид. Но изготовление кукол своими руками обрело особую ценность своей неповторимостью, индивидуальным видением, способами изготовлениями.
Шитье кукол в чулочной технике стало открытием для меня, как педагога дополнительного образования, особенно интерьерного плана. Началось все с изготовления домовят, которые с удовольствием можно было дополнить историями русского фольклора и народных традиций, воспитанники с интересом знакомились с технологией лоскутного шитья, одновременно овладевая кройкой элементов игрушки и навыками ручного шитья и на швейной машине, что несомненно необходимо в будущей жизни для самообслуживания. Индивидуальность и фантазия при работе над изделием проявляется на любом этапе: выбор размера куклы, формы, костюма, аксессуаров, атрибутов, панорамы.
Создание кукол приносит неоценимую пользу для эмоционального состояния и ребенка, и взрослого, во время занятий уходят заботы, снимается стресс. Это особое состояние, которое нужно беречь. Именно в данной технике можно создать неповторимые черты лица, передать выражение взгляда, эмоции, настроение, характер персонажа.
Технику, которую еще называют «скульптурный текстиль», я использую в работе уже более пяти лет, постепенно вовлекая в это воспитанников центра. Обучение, поиски новых творческих замыслов идет постоянно, в основном в интернете. Просмотр видео профессионалов, различных мастер-классов помогает в работе с уникальной методикой работы с текстилем. Для того, чтобы создать собственную куклу, не обязательно иметь художественное образование. Самое важное- увлеченность и желание творить прекрасное. На занятиях кружка дети часто приходят с просьбами помочь изготовить игрушку в подарок для близких людей и друзей. Также обращаются и коллеги, так как эксклюзивные подарки стали востребованы. Создавая кукол из текстиля, мы использовали много разных видов:
- Куклы- обереги (домовые, хозяюшки- благополучницы, куклы- зерновушки)
- Сказочные персонажи (Баба Яга, гномы, персонажи для кукольного театра)
- Куклы с портретным сходством (Дружеские шаржи)
- Куклы- животные (символы года и др.)
- Ростовые куклы (персонажи сказок, барышни для народного танца)
- Куклы по профессиям
- Куклы в национальных костюмах Забайкальского края.
Много труда вкладывается и в создании панорам (природных, бытовых, профессиональных), атрибутов (народные инструменты, предметы быта, мебель), аксессуаров (украшения, головные уборы и т.д.)
Работа над дополнительной предметной средой вносит разнообразие в творческий процесс, неограниченное поле для фантазии и использования различных техник, развивает наблюдательность у детей, расширяет их кругозор и обогащает практический опыт общения с окружающим миром, формирует потребность и навыки коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело.
Способы выполнения кукол позволяют ребенку приобрести знания не только в области данного предмета, но и знания о бытовом окружении, приобрести навыки по самообслуживанию и взаимопомощи. Дети начинают понимать, что все предметы могут использоваться не только по прямому назначению, но и косвенному. Появляется понятие вариативности.
Создание текстильной куклы как деятельность, в большей мере, чем аппликация и рисование, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, ведь кукла, созданная в этой технике, воспринимается ребенком со всех сторон. Кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики, можно говорить, что работа по текстильной пластике
а) повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики.
б) развивает воображение, пространственное мышление
в) синхронную работу обеих рук
г) формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
Ещё одна специфическая черта создания куклы — её тесная связь с игрой. Созданные на занятиях кружка куклы могут быть ведущим в игре, она может объявить о предстоящем празднике, рассказать о профессии, о традиционной культуре. Текстильная кукла еще очень интересна и тогда, когда выполняется на особом каркасе – проволоке, позволяющем придавать кукле различные позы. А составление кукольных композиций – интересная и таинственная деятельность, которая очень богата по разнообразию и технике исполнения.
Занятия с детьми проводятся два раза в неделю по 45 минут с каждой подгруппой (всего 3 подгруппы) из 4 человек с обязательным перерывом по 15 минут, и индивидуально- в соответствии с желанием ребенка и уровнем навыков. Во время занятий проводятся небольшие физкультминутки, контролируется правильная посадка за столом, соблюдаются все меры техники безопасности при работе с инструментами, электрическими приборами.
Так как ребята на этот кружок приходят уже с приобретенными ранее навыками шитья, практическая деятельность начинается с первого занятия, и далее поэтапно в зависимости от навыков и умений данной подгруппы детей:
- Рассматривание образца и составления плана работы над заготовками деталей (головы, рук, ног, каркаса из металлической проволоки или набивной, туловища)
- Изготовление каркаса: отмеряется проволока нужного размера, складывается пополам, формируются петли для крепления головы, рук, туловища и разводка для ног
- Окручивание металлического каркаса синтепоном, закрепляя нитями
- Изготовление деталей ладошек (формирование двух синтепоновых шарика, обтягивание их капроном, утяжка пальчиков)
- Изготовление деталей стопы в той же технике
- Изготовление деталей головы (формирование синтепонового шара, утяжка лица)
- Тонирование лица куклы
- Создание прически куклы из пряжи
- Пошив костюма
- Сборка куклы
Предварительно с детьми изготавливаются заготовки глаз из соленого теста, которые раскрашиваются вручную. В зависимости от замысла, каркас куклы может быть как подвижным (проволочным), так и неподвижным (набивной, на деревянной основе), прическа может формироваться из меха, шерсти для валяния, пряжи- травка и т.д.
Для создания костюма куклы может использоваться подручный бросовый материал, а также кружева, бисер, тесьма, шнурки, пайетки и др.
Результаты творчества детей можно увидеть на выставках и ярмарках местного, районного и краевого уровнях. Ребята гордятся своими работами и это побуждает их к творчеству снова и снова. Постоянно ведется сотрудничество с учреждениями культуры, благодаря которым наши куклы поучаствовали в показе на телевидении и на фестивалях межрегионального масштаба.
Стрельцова И.В.- педагог дополнительного образования ГУСО «Маккавееский ЦПДОПР «Импульс»
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.